Министр Леонид Ковалев. О поборах, реформах и зарплате

Уже десятилетие россий ское образование в вихре экспериментов. Последнее новшество: в ряде регионов (в том числе на Дону) все школьники будут сдавать ЕГЭ не только по математике, но и по русскому языку. Затем на повестке - реформа вузов. Но, несмотря на это, все болевые точки - мизерные зарплаты учителей, взятки в вузах, нежелание выпускников работать по специальности - остаются. Более того, неясно, каким вообще в ходе столь разноплановых новаций должен стать «конечный продукт». Прокомментировать ситуацию мы попросили министра общего и профессионального образования области Леонида КОВАЛЕВА.

Наши школьники слабы в решении практических задач

- Леонид Федорович, действительно, есть ли какая-то генеральная линия реформ? Что мы хотим увидеть в финале?

- Таких линий две. Причем на первом месте совершенствование даже не качества, а финансирования образования. Например, все знают о деньгах, собираемых на мебель, ремонт, - кто-то называет это поборами… Но ведь и все специалисты осознают: никакой бюджет самостоятельно содержать систему образования не в силах! Недаром в цивилизованных странах при каждом учебном заведении есть попечительский совет, главная функция которого - привлечение спонсор ских средств. Наши же законодатели не решаются честно прописать такие вещи… В итоге, когда сегодня инвестор говорит: «Я готов вкладывать в школу, но за это дайте мне, как на Западе, налоговые послабления», мы разводим руками. То есть задача - делать меценатство законным и привлекательным.

- А за счет чего мы собираемся улучшать качество?

- Знаете, международные исследования показали драматическую вещь: наши школьники обыгрывают иностранных по фактологии, но слабы в решении практических задач. В нас сидят «гены» заучивания, в них - «гены» спора, инициативы. И оказалось, что последнее предпочтительнее для экономики! Такие люди успешнее развивают ее, находят выход в любой ситуации. Отсюда неизбежность двух процессов - ослабление нагрузки на учащихся, освобождение программ от второстепенного материала и введение более раскованного стиля обучения.

- А все ли эксперименты последних лет оправдали себя?

- Все новации, кроме 12-летки (ее решено притормозить), показывают себя неплохо. Есть даже неожиданные плюсы. К примеру, получив отличнейшие результаты ЕГЭ из станицы Обливской, мы были поражены, поехали туда… Другими словами, благодаря ЕГЭ выяснилось: там, в обычной школе, работает блистательная учительница математики - Татьяна Альбертовна Михайлова!

Лучшие инвестиции всегда и везде - в человека

- По статистике, в России 50% выпускников педвузов не идут в школы, столько же врачей не устраиваются в больницы, 70% окончивших сельхозвузыне едут в деревню. Может, пора сократить наборы?

- Встречный вопрос: а как быть с тем, что те же учителя всюду нужны? Это замкнутый круг. Да, есть идея обязать тех, кто учился за бюджетный счет, а затем отказался работать по специальности, компенсировать затраты. Но законодатель боится вводить такие нормы, осознавая, что при сегодняшнем низком уровне жизни страна погрязнет в судебных исках… Так что путь один - делать оплату труда адекватной.

- Чего не происходит…

- Я бы сам призывал возмущаться, если бы не делалось ничего. Но, например, с января оклады учителей подняли на 20%. Ожидается прибавка в сентябре.

- Могла бы включиться и область. В прошлом году она выделила на образование немалую сумму, но на заработках учителей это не сказалось.

- Не только в прошлом. На нужды образования у нас вообще выделяются средства гораздо большие, чем в других регионах, - это и школьные автобусы, и пополнение сельских библиотек, и информатизация, и питание учащихся. Но вот вам пример. Появились дополнительные 50 миллионов рублей. Мы созвали «круглый стол», сказали учителям: «Можно пустить эти деньги на зарплату, но помните, что в области больше 40 тысяч педагогов. Прибавка составит 90 рублей в месяц. Или на это можно в 10 школах ликвидировать аварийность». Люди вздохнули и сказали: «Лучше на школы…» То есть действует закон больших чисел - чтобы поднять зарплату учителю на тысячу рублей, области надо больше миллиарда в год!

- И все же, Леонид Федорович, вот вы упомянули учительницу из Облив­ской. Неужели даже таких звездочек мы не можем поддержать материально?

- К сожалению, все, что может бюджет, - повышение зарплаты при присвоении более высокой категории. Этого, конечно, недостаточно. Поэтому выход, опять же, в спонсорской помощи. А у наших меценатов, увы, еще нет понимания того, что самые эффективные инвестиции всегда и везде - это инвестиции в талантливого человека. В нашем случае - учителя…

Кстати

Недавние исследования питерских ученых подтвердили: на труд педагогов распространяются все закономерности других профессий. В частности, во всем мире лишь 5-7% из них работают на уровне мастерства. Еще 20% способны к творчеству, 50% добросовестно выполняют свои обязанности, а оставшиеся 25% не могут ни того, ни другого, ни третьего…