Неведомый НЕВЕДОМОВ

Ваня родился в Ростове-на-Дону. Незаконнорожденный сын актрисы труппы Вальяно Анны Солодухиной, по сцене Александ ровой, Иван носил фамилию отца, актера той же труппы. Отец был женат на другой женщине и, хотя уже давно не жил с нею, не был разведен. В то время это было длительной и тяжелой процедурой. Спустя долгие годы он все же получит развод и станет законным мужем Анны Солодухиной. Но юность Вани навсегда будет омрачена грязным пятном - «незаконнорожденный».

Однажды по поводу его происхождения кто-то бросил хлест кое, обидное слово. Иван, не вынеся столь жестокой обиды (на своих мать и отца, на сказавшего слово и тех, кто столько лет унижал его), ночью убежал из дому в Таганрог, чтобы стать актером театра. Мать он больше не видел: через несколько лет она умерла. Иван, узнав о ее смерти, пришел в страшное отчаяние. А спустя несколько лет Николай II отменил само понятие «незаконнорожденный», ставшее причиной драмы этой семьи.

Но память о боли отразилась в сценическом псевдониме ИванаНеведомова, не случайно сов павшем с фамилией Незнамов, данной Островским в пьесе «Без вины виноватые» незаконному сыну артистки Отрадиной-Кручининой.

Новая жизнь в 46 лет

Его любили, ему поклонялись. Сам великий Шаляпин, восхищенный его талантом, подарил актеру свой портрет с надписью: «Здравствуй и живи счастливо, мой милый старый приятель. Ивану Неведомову от Ф. Шаляпина». И хотя актер провел на сцене три десятка лет, сыграв немало выдающихся ролей, все же бессмертную славу ему принес не театр. В 1916 году, когда ему исполнилось 46 лет, Иван стал киноактером. И отдал кино еще сорок лет своей жизни, не только снимаясь в фильмах, но и работая как сценарист и режиссер. В первой же кинороли он появился под своей настоящей фамилией - Перестиани. Актер театра Иван Неведомов ушел в далекое прошлое.

Едва начав играть в кино, за первые полтора года Перестиани снялся в двадцати фильмах, став популярнейшим актером русского дореволюционного кинематографа. Как режиссер он оказался не менее плодовитым: только за один 1918 год (между прочим, в Гражданскую войну и разруху) снял пять фильмов - «Два гусара», «Анна на шее», «Чест ное слово», «№ 37 каторжной тюрьмы», «Сестра декабриста». Причем последние три фильма были поставлены по его собственным сценариям.

Первый русский боевик

Впрочем, все эти успехи, сами по себе довольно значительные, - ничто в сравнении с настоящим триумфом, который принес режиссеру снятый в 1923 году фильм под названием «Крас ные дьяволята». Подобно американским ковбоям столь популярных в то время вестернов герои фильма прыгали с моста на крыши вагонов мчавшихся поездов, перебирались по канату через пропасть, бешено летели на лошадях, стреляя на полном скаку. Это был первый русский боевик, не только приключенческий, но и комедийный, да еще и с русскими реалиями - о событиях того же 23-го года.

Новатор в кино, Перестиани рискнул заменить китайца в повести ПавлаБляхина, по которой снимался фильм, негром. Непобедимого Тома Джексона сыграл Кадор Бен-Салита, бывший сенегальский стрелок, оставшийся в Одессе после ухода войск Антанты.

Позднее Перестиани признался, что потерял сценарий фильма и съемки вел без сценария, по памяти. Где-то по дороге в Тифлис, где снимался фильм, была потеряна и сама повесть Бляхина. Сохранились только листки с приблизительным перечнем кадров. Картина так и вышла на экран с надписью: «Поставлена без сценария».

В 1966 году Эдмондом Кеосаяном сделана вторая киноверсия повестиБляхина - «Неуловимые мстители». И в том же году были озвучены лучшие картины Перестиани - «Красные дьяволята» и «Три жизни». Они пережили свой век немого кино, навсегда вместе с именем нашего земляка оставшись в истории кинематографа.