Одна за восемьдесят оркестрантов

Свое 85-летие Ростовская музыкальная школа им. Ипполитова-Ивановаотметила большим филармоническим концертом с участием звездных выпускников, каждый из которых достоин отдельной афиши.

17-летняя знаменитость - пианистка Юля ЧАПЛИНА, победительница Пятого международного юношеского конкурса им. Чайковского, буквально летела на юбилей. Прямо из Японии.

- Я только с вокзала, - говорит Юля, близоруко щурясь и отодвигая чемодан. - Вчера прилетела в Шереметьево и сразу на поезд, все впритык!

На гастроли в Японию Юлю пригласили через год после оглушительной победы на конкурсе, и, конечно, это было тем предложением, от которого нельзя отказаться. Но как пропустить день рождения родной школы?

Первый конкурс она выиграла в 7 лет

Едва успев с дороги переодеться в концертный брючный костюм, Юля выходит на сцену под громкие аплодисменты, непривычно низко кланяется, а, садясь к роялю, почти сразу закрывает глаза, будто проваливаясь в другую матрицу. Из-под Юлиных пальцев течет знакомая музыка - сюита из «Щелкунчика» Чайковского: именно ее она играла японской публике в Курасики иКукуи.

- Только обычно это исполняют 80 человек оркестра, а тут ты один и твой рояль должен звучать как флейта, как гобой, как скрипка - все звуки вместе. Это довольно трудно. Но каждый раз я стараюсь заново вы стро ить концепцию произведения, чтобы оно не стало статичной интерпретацией, это и диктует некий образ и то, как я кланяюсь. А вообще мне лучше не смотреть на публику: очень отвлекает. К примеру, на конкурсе первое, что видишь, - жюри. Представляете, как это действует?

Юля не производит впечатления уверенного в себе дипломанта и лауреата, хотя первый конкурс выиграла еще в 7 лет. Уверяет, что совсем не ожидала взять первую премию на юношеском.

- Честно говоря, я вообще была в шоке: как это я прошла на третий тур? Уровень участников невероятно высокий, у детей 9 лет такая техника! Другое дело, что не все играют осознанно - налицо работа педагога, а не исполнителя. Думаю, на этом многие и прокалывались. А вообще программа была очень серьезной, как на взрослом конкурсе.

Сама она в отличие от программы человек, слава Богу, не слишком серьезный, хотя, казалось бы, если у тебя мама - профессор консерватории, ты все детство обречен зубрить сольфеджио.

«При билетах по $70 залы на две тысячи человек - полные!»

- Я стараюсь заниматься по 4 часа в день. Но если мне не хочется, не смогу себя заставить - есть у меня такой минус. В поездках при первой же возможности манкирую занятиями - иду и смотрю какие-то досто­примечательности, что, конечно, немножко неправильно, но просто сидеть у инструмента, видеть только залы… не в моем стиле. Мне всегда очень интересно место, где я играю.

Второкурсница консерватории, она уже была во Франции, Германии, Италии, Испании, Бельгии, Польше, Андорре:

- Спрос на классиче скую музыку там не сравнить с нашим, при билетах по 50 - 70 долларов залы на две тысячи человек - полные!

Она заболела Японией - порядками, традициями, здоровой пищей, решила отказаться от мяса, навезла чаев и водорослей, но тут же признается, что уже через три недели ТАМ соскучилась по русской импульсивности, всегдашней нашей готовности принимать решения спонтанно и по не охваченным цивилизацией просторам. Дым Отечества, понимаете ли.