Возвращение Будулая

Минувшее воскресенье стало знаковым в культурной жизни Дона. В Музыкальном театре состоялась премьера оперы Леонида Клиничева «Цыган».

Театральная премьера - всегда загадка, особенно если это первое исполнение произведения, которое еще хранит тепло композиторского прикосновения. Первая постановка - дело ответственное вдвойне. Ведь от того, как пройдет премьера, во многом зависит судьба спектакля.

Роман Анатолия Калинина и одноименный телесериал создали устойчивое восприятие образов героев. Будулай и Клавдия. Волонтир и Лучко. Приступая к созданию оперы, Леонид Клиничев отказался от прямого переноса романа на оперную сцену. Взяв из романа лириче скую линию, он создал оперу о любви как главной движущей силе на Земле.

- По сути это третья вер сия, вернее, третье самостоятельное произведение. Был вариант камерного произведения, потом была опера, которую принял к постановке один из российских театров. Нынешний «Цыган» - это абсолютно новое произведение. Роман Анатолия Калинина стал отправной точкой, но либретто было написано с учетом проблем дня нынешнего. Кроме нас с Анатолием Вениаминовичем, в работе принял участие поэт Николай Скребов.

Авторы перенесли действие оперы в наши дни. Нынешний Будулай (Петр Макаров) - ге рой-афганец. Наркобаронша То ми ла (Анна Маркарова) привлекает к распространению зелья цыганских детей. Будулай и Настя (Карина Чепурнова) становятся на ее пути. Как и поло жено, в театре добро побеждает зло.

Перед премьерой режиссер-постановщик спектакля Заслуженный деятель искусств России, обладатель национальной премии «Золотая маска» Юрий Александров заметил:

- Мне легче поставить несколько известных произведений, чем одно новое. Но во столько же крат интересней быть первопроходцем. Весь наш творческий коллектив (музыкальный руководитель и дирижер Александр Анисимов, сценограф Вяче слав Окунев, хореограф Давид Авдыш и хормейстер ЕленаКлиничева) влюбился в музыку Леонида Павловича. Это по-настоящему современное произведение, опера XXI века, сохранившая в то же время лучшие черты русской классической музыки. Здесь есть что петь. Очень показательно в этом плане, что сегодня за кулисами я слышу, как артисты напевают мелодии из «Цыгана». Я не первый раз работаю в вашем театре и вижу, насколько вырос его профессиональный уровень. Как президент Российской ассоциации музыкальных театров могу с полной ответственностью сказать, что сегодня Ростовский музыкальный входит в пятерку лучших театров России.

P. S. После премьеры сразу несколько российских театров выразили желание поставить оперу «Цыган» на своей сцене.