Завещание почетного гражданина

Стоит в Ростове на Ульяновской улице, бывшей Канкрин ской, старообрядче ская Покровская церковь. Ее с домом причета и богадельней построил и в 1918 году завещал общине купец третьей гильдии Николай Алексеевич Панин, Почетный гражданин Ростова. Воинствующие атеисты национализировали имущество церкви в 1921 году. Потом, почти в то же время, Совнардеп решил вернуть верующим здание церкви с двух этажным домом, а примерно в 1938 году вновь отобрал. В доме разместили жильцов, а в церкви устроили радиотехническую мастерскую. Но старообрядческая община продолжала жить, служа Богу и людям. Известно, что в годы Великой Отечественной войны старообрядцы выхаживали раненых красноармейцев в подвале церкви на Ульяновской и некоторые верующие поплатились за это жизнью.

В 1948 году государство решило снова вернуть верующим церковь, но уже без принадлежащих ей по духовному завещанию ростов ского купца Панина по­строек. По сей день в Покров ской церкви располагается старообрядческая община, костяк которой составляют более 600 человек, жителей Ростова и его окрестностей. Настоятель отец Иоанн говорит, что снова предпринимаются попытки возвращения зданий церкви, но власти вяло реагируют на просьбы верующих. В ответ на письма общины приходят невразумительные отписки или совсем уж нелепые предложения: мол, сами найдите спонсора и выкупите эти здания. Получается, мало одного благотворителя в лице Николая Панина, Почетного гражданина города Ростова-на-Дону?

Рядом с церковью проходит крупная теплотрасса, на трубах которой живут около 20 бомжей. Старообрядцы, как могут, помогают обездоленным, кормят их, пытаются дать им хоть какую-то возможность честно заработать на хлеб. Был бы странноприимный дом у церкви, эти люди могли бы жить в нем. Но из-за стесненных условий епархия не в состоянии разместить даже восемь своих прихожан, старых людей, нуждающихся сегодня в уходе.

- Мы прекрасно понимаем, - продолжает отец Иоанн, - что очень непросто в нынешних условиях переселить жильцов из принадлежащего по завещанию старообрядческой общине двух этажного дома. Ведь нужно будет предоставить людям жилье, а это не так уж и дешево даже для города. Но никто и не говорит, что «отдайте все и сразу». Нет, мы просто хотим найти общий язык с власть предержащими, добиться признания своих прав на церковную недвижимость и решить эту проблему постепенно, не вызывая финансовых затруднений в бюджете как общины, так и государства.

Надежды старообрядцев разделяет и начальник Управления идеологии Войска Донского Владимир Воронин:

- Исстари казаки воевали прежде всего за веру, а не как пытается представить современная история: «ходили в Турцию за зипунами». И так называемые крестьянские восстания и походы на Москву осуществлялись силами казачества и имели целью вернуть исконную веру на Руси после раскола. Ведь казаки понимали, насколько опасно в России позволять кому бы то ни было сомневаться в вере отцов.

Итак, есть проблема, корни которой тянутся в глубину веков российской истории. Есть дом, построенный около 100 лет назад. Есть завещание дарителя, немало сделавшего для славы Ростова. Каким будет решение?!